Когда рухнет мост через Урал?


Навигация по Goratchok.narod.ru

Обратная связь | Гостевая книга | Форум | Чат

Нужно что-то напечатать? Сделай запрос по адресу: orenprint@mail.ru
Посмотреть прайс
 

Статья В. Н. Домбровского. Опубликована в газете "Яик" от 4 мая 2000 года
Ваше мнение о статье

219 лет ждали и 38 - пользовались

По странному стечению обстоятельств, аналогично будапештскому числу построено мостов, включая Чернореченский (два железнодорожных, пять автодорожных и один пешеходный) и через седой Урал в черте Оренбурга. Таким образом, две географические части света - Европа и Азия - посредством железобетонных и стальных конструкций стали неразрывным целым, соединив не только континенты, но и древний наш город.

 

К сожалению, при разрушении мостов происходит деструктивный процесс, связанный с разделением не только городов и континентов, но и слов. И если, судя по всему, венгерской столице и в дальнейшем предстоит остаться Будапештом, то Оренбургу в скором времени, вполне вероятно, предстоит писаться раздельно - Орен и Бург! Для этого есть все основания.

Техническое состояние наиболее загруженного Уральского автогужевого моста, построенного в продолжение улицы Чичерина и введенного в эксплуатацию в 1962 году, крайне неудовлетворительное. Если не сказать круче. Мост при длине 394 метра имеет дюжину пролетов. Из одиннадцати промежуточных опор только две находятся в удовлетворительном состоянии, а остальные потрескались по вертикали на две-три части. И это притом, что размеры железобетонных опор достаточно внушительны: толщина 2 метра, длина 17,5 метра, а высота до 11 метров. К примеру, пятая промежуточная опора, считая от правого, европейского, берега, имеет две сплошные по высоте и глубине трещины шириной до 23 миллиметров, через которые можно если не ручкаться, то переговариваться. Хуже того, сплошной массив железобетонного ростверка (основания опоры) разрушен еще и горизонтальными трещинами с выкопами бетона.

 

Обратимся к истории постройки евроазиатского автогужевого моста, связывающего две части города. Она достаточно анекдотична и. честное слово, достойна описания. Еще в начале XX века управление Оренбургско-Ташкентской железной дороги предложило городским властям при постройке железнодорожного моста через Урал возвести и дорожный мост. При этом выдвигалось лишь одно условие - бесплатное отчуждение городской земли под полотно железной дороги. Городская Дума отвергла столь выгодное предложение и пожелала получить за землю деньги. Так что пришлось жителям Оренбурга по головотяпству его властей 219 лет переправляться через реку Урал с весны - на паромах, зимой - по льду, а летом и осенью по разборному, построенному на деревянных сваях, временному мосту.

По срокам строительства автогужевой мост был так растянут, что популярные когда-то пародисты советского времени Тарапунка и Штепсель вопрошали публику: “Какая самая широкая река в мире?" и отвечали - "Река Урал в Оренбурге!"

 

Вероятно, быстро строить мост было невыгодно из-за близости ликероводочного завода. Возможно, по пьянке заузили и мостовое отверстие против расчетного, создав тем самым так называемый подпорный эффект в паводок, что и подняло на 1,5 - 2 метра обычную отметку наводнения. В результате, например, в апреле-мае 1993, 1994 и 1998 годов появилась - оренбургская Венеция” с лодочным сообщением по улицам областного центра. Такова, так сказать, сермяжная правда.

Простояв всего 38 лет (гораздо меньше расчетного срока), опоры автогужевого моста раскололись. Парадоксально то, что в пятистах метрах вниз по течению реки построены еще в 1903 году царскими инженерами опоры Уральского железнодорожного моста, которые эксплуатируются 97 лет (!), пережив революцию, контрреволюцию и гражданскую войну. Кроме того, пролеты железнодорожного моста по длине превышают пролеты автогужевого моста в 2,64 раза. Следовательно, и нагрузки, воспринимаемые опорами царского моста, значительно больше, чем советского. Улавливаете, как говорится, разницу во времени и пространстве?

Как же может произойти разрушение моста? Да очень просто, как все ужасное. Конструктивное решение пролетного строения выполнено в виде неразрезной железобетонной монолитной балки. С технической точки зрения это прогрессивное и экономичное решение. Но... при неравномерной осадке опор или их разрушении подобные конструкции складываются как карточный домик на всем протяжении линейного сооружения. Поскольку закон всемирного тяготения на сегодня никто не отменил и не опроверг, то конструкции, транспорт и люди полетят на землю или в воду с высоты четырехэтажного дома. Падение будет болезненным, и, по всей видимости, не миновать летального исхода. Типун мне, как говорится, на язык!..

Необходимо отметить, что транспортные сооружения подобного рода рассчитываются как минимум на вековой срок эксплуатации, который в нашем случае получается в три раза меньше норматива. По сути, капитальное строительство получилось временным.

Чтобы понять настоящее, необходимо знать прошлое. Возьмем для души Свод Законов Российской империи 1900 года и почитаем положения Устава строительного”, имевшие силу до известных событий семнадцатого года. От подобных художеств с "гужевым" мостом “царские сатрапы" юридически защищали общество от некомпетентности, дураков и невежд. Защищали кандальным звоном с проводами в места не столь отдаленные. И ведь тогда Россия находилась на четвертом месте по уровню жизни населения в мире. При советской власти благосостояние упало на 18 место. Сегодня скатилось аж на 71 ступень.

Процесс разрушения моста необратим. В природе еще не зафиксировали сращивание строительных конструкций, ранее расколовшихся на части.

На нашем фотоснимке изображена панорама автогужевого моста и разрушающаяся его пятая от европейского берега опора. Все предельно подлинно!

Мост является городской собственностью; Интересно, как распределится ответственность при возможной аварии между, скажем, мэром Оренбурга, главой администрации Южного округа Оренбурга и директором МП "Спецдормост"? Нужно срочно чесать, как говорится, репу в связи не только с павопкоы-2000, но и аварийным состоянием моста. А иначе не пришлось бы потом чесаться спине ниже пояса.

Только качественная полиграфия. Сделай запрос по адресу: orenprint@mail.ru
Посмотреть прайс

Последнее обновление странички 20 августа 2000 года

© Goratchok.narod.ru
2000 г.

Hosted by uCoz